Задача
В торжественном зале Правительства КБР не предполагалось проведение концертных мероприятий, однако требовалось качественное воспроизведение музыкальных фонограмм (гимны и т. п.). Необходимо было предусмотреть микрофоны для выступающих на трибуне докладчика, за столом президиума и беспроводные микрофоны для выступающих в зале. Кроме того, для некоторых мероприятий трибуна и стол президиума могут быть убраны, таким образом, демонтаж и установка микрофонов должны быть несложными и выполняться силами местного технического персонала. Требовалось предусмотреть расширение системы в будущем путём установки дополнительных микрофонных пультов на посадочных местах амфитеатра.
Решение
Исходя из архитектурных условий, в качестве фронтальной акустики мы применили пару двухполосных 15-дюймовых АС DAS Vantec. Для повышения разборчивости в амфитеатре на тыльной стене зала были размещены дополнительные малогабаритные АС DAS серии Arco. Для повышения разборчивости в зоне президиума были установлены компактные коаксиальные АС производства GRF.
Для управления системой звукоусиления применяется цифровая аудиоплатформа Tendzone. Это универсальный процессор обработки звука, оснащённый 12-ю аналоговыми входами и 12-ю аналоговыми выходами, полным набором модулей обработки для каждого входа и выхода (предусилитель, параметрический эквалайзер, компрессор, гейт, АРУ, кроссовер и т. д.), автоматическим микшером, автоматическим подавителем акустической обратной связи (АОС), и матричным микшером. Применение матричного микшера позволяет повысить громкость системы звукоусиления без риска возникновения АОС: диаграмма направленности микрофонов на трибуне и в президиуме сориентирована в обратную сторону от зала, поэтому сигнал этих микрофонов в большей степени воспроизводится тыловыми громкоговорителями, чем фронтальными. Беспроводные микрофоны, в которые говорят выступающие в зале, развернуты в обратную сторону, поэтому их сигнал подаётся в основном на фронтальные АС.
Кроме того, в этом зале применены подавители АОС со сдвигом частоты производства KONANlabs. В отличие от обычных подавителей на основе режекторных фильтров, эти приборы не влияют на АЧХ, следовательно, не искажают тембр голоса. Индивидуальная эквализация всех групп АС, выполненная в выходных каналах аудиоплатформы, позволила получить сравнительно линейную АЧХ всей системы, что дополнительно позволило увеличить общую громкость до возникновения АОС.
Поскольку в данной системе звукоусиления требовалось предусмотреть возможность расширения, мы применили конференц-систему KONANlabs с цифровым управлением. На трибуне установлен микрофонный массив, позволяющий получить качественный звук без неэстетичной «гусиной шеи» перед лицом докладчика. Кроме того, микрофонный массив формирует «коридорную» диаграмму направленности, благодаря чему уровень и тембр голоса практически не меняются при перемещении и повороте головы докладчика, в отличие от гиперкардиоидных микрофонов, которые резко «проваливают» звук, если докладчик говорит не прямо в микрофон. Поскольку этот зал в некоторой степени является трансформером, по просьбе заказчика мы также предусмотрели несколько микрофонных пультов с обычной «гусиной шеей».
Оператор управляет всеми необходимыми параметрами системы звукоусиления с помощью MIDI-контроллера. Это намного удобнее, чем использование микшерного пульта, поскольку на фейдеры MIDI-контроллера выведены только требуемые параметры аудиоплатформы, и отсутствует множество органов управления, в которых непрофессионалу легко запутаться. Кроме того, параметры могут быть сгруппированы, например громкость всех радиомикрофонов регулируется одним фейдером. Диапазон регулировок может быть ограничен, благодаря чему у оператора физически отсутствует возможность довести уровень усиления системы до опасных значений. MIDI-контроллер подключается к аудиоплатформе с помощью шлюза протоколов.
Ноу-хау
В этом проекте микрофонные пульты разделены на 3 зоны, для каждой из которых применяется отдельный подавитель обратной связи со сдвигом частоты. Благодаря такой топологии оператор имеет возможность регулировки уровня усиления отдельно для трибуны докладчика, микрофонного пульта председателя и прочих микрофонных пультов конференц-системы. Применение аудиоплатформы с матричным микшером позволило настроить фронтальную и тыловую акустику в режиме «микс-минус». Для повышения разборчивости звука в зоне президиума применена отдельная группа мониторных АС. Управление системой звукоусиления осуществляется посредством MIDI-контроллера.