Общеизвестно, что установка систем звукоусиления в культовых сооружениях — одна из самых сложных задач для аудиоинженера. Проблемная акустика помещения, ограниченный выбор мест установки оборудования, отсутствие квалифицированного персонала — основные факторы, заставляющие некоторых специалистов заявлять, что качественно озвучить храм невозможно вообще. Однако, как показывает практика, это решаемая задача.
Перед нами была поставлена задача как звукоусиления внутри храма, так и трансляции снаружи. Внутри мы применили итальянские акустические колонны ERJK, отличающиеся превосходным качеством звучания и внушительной для своих небольших размеров мощностью, снаружи — всепогодные акустические системы (колонки) QSC. Поскольку необходимо было обеспечить хорошую слышимость как непосредственно вблизи храма, так и на значительном удалении от него, внешнюю озвучку пришлось делать в два «яруса»: более мощные АС направлены почти горизонтально, менее мощные, но с бо́льшим углом раскрытия — под углом 45° вниз. Стационарные микрофоны были установлены на хорах, на иконостасе и в алтаре, также было предусмотрено 4 петличных и 4 ручных беспроводных микрофона.
Поскольку в штатном расписании храма отсутствует должность звукооператора, его работу пришлось «поручить» цифровой аудиоплатформе – это прибор, который заменяет собой и оператора, и микшерный пульт. Он автоматически подстраивает уровень усиления каждого микрофона, а также осуществляет эквализацию сигнала и подавление акустической обратной связи. Наша задача осложнялась тем, что для качественного звукоусиления как внутри, так и снаружи храма нам фактически требовались два различных микса — например, хор прекрасно слышно внутри храма без всякого усиления, поэтому на внутренние АС должно быть подано минимальное количество сигнала от хоровых микрофонов, в то время как АС снаружи должны воспроизводить его на таком же уровне, как и сигналы от других микрофонов.
Кроме того, уже в процессе эксплуатации комплекса возникла еще одна задача – съемочная бригада местного телеканала попросила выдать им не смикшированный звуковой сигнал, а разделенный на саб-миксы: хор, иконостас, алтарь и беспроводные микрофоны. Для решения такого комплекса задач традиционным способом потребовался бы полноценный концертный микшер и постоянное присутствие опытного специалиста, мы же решили его с помощью компактного прибора, занимающего всего одну рэковую высоту.
Одним из приоритетов при разработке этого комплекса была максимальная «необслуживаемость» и простота для пользователя, для чего мы применили интегрированную систему управления Crestron. В результате весь комплекс управляется с помощью двух кнопок, установленных в алтаре: одна включает трансляцию внутри храма, другая – снаружи. Все остальное, включая подачу питания на усилители, центральный контроллер системы делает сам. Crestron также позволяет использовать в качестве интерфейса управления мобильные устройства.