С самого начала проектирования мультимедийного комплекса для этой учебной аудитории перед нами была поставлена максимальной универсальности и многофункциональности, вплоть до работы по сценариям, которые эксплуатирующие службы могут придумать уже после завершения всех работ. В аудитории предполагается:
- проведение лекций с демонстрацией графических и видеоматериалов, в т. ч. со звуковым сопровождением;
- проведение дистанционных занятий как в формате видеоконференции, так и посредством односторонней видеотрансляции;
- выступления как преподавателей, так и студентов со своих посадочных мест;
- проведение мероприятий конференционного типа с президиумом и трибуной докладчика;
- проведение торжественных мероприятий и выступление самодеятельных коллективов.
При этом необходимо было максимально автоматизировать все технические процессы, с тем, чтобы большинство мероприятий могли проводиться без участия оператора и без необходимости что-либо настраивать и регулировать. Всё центральное оборудование предполагалось разместить в отдельном помещении, в нём также должно было быть оборудовано рабочее место оператора.
Аудитория была оснащена системой звукоусиления, которая включает в себя ручные и головные беспроводные микрофоны, настольные микрофонные пульты для президиума, трибуны, преподавателя и оператора. Для воспроизведения звука применяются пара звуковых колонн (озвучивают дальнюю зону аудитории) и 4 компактных АС, озвучивающие первые ряды. Для управления системой звукоусиления предусмотрена цифровая аудиоплатформа. Это компактный прибор, который заменяет собой не только целый шкаф аналоговых приборов обработки, но и звукооператора. Аудиоплатформа осуществляет эквализацию всех входов и выходов, для коррекции неравномерностей АЧХ, вносимых конструкцией акустических систем и архитектурой помещения. Блоки автоматического усиления и автоматический микшер в течение нескольких миллисекунд реагируют на изменение громкости входных сигналов, автоматически подстраивая необходимые параметры для получения качественного, разборчивого и громкого звука. Для подавления акустической обратной связи («свист» в колонках при слишком большом усилении микрофонного входа) применяется подавитель АОС с системой сдвига частоты. В отличие от обычных подавителей на основе полосовых фильтров, которые «вырезают» из спектра те частоты, на которых начинается «свист», приборы этого класса незначительно сдвигают по частоте весь спектр звукового сигнала, устраняя обратную связь до того, как она возникает.
В качестве средств видеоотображения выступают имевшийся в аудитории видеопроектор, а также установленные на столе президиума и трибуне докладчика компактные мониторы с разрешением Full HD (1920x1080). Для маршрутизации видеосигналов применён матричный переключатель, это даёт возможность отображать различные источники вдиоесигнала на проекторе, мониторах президиума и трибуне. В качестве источников видеосигнала выступают:
- ПК преподавателя
- ПК оператора
- кодек ВКС
- система BYOD
- вход HDMI в столе преподавателя
- вход HDMI в столе президиума
Монитор на трибуне является сенсорным, это даёт возможность отобразить на проекционном экране презентацию, а на мониторе трибуны — управляющий экран презентационного ПО, в результате докладчик может самостоятельно управлять презентацией, с предварительным просмотром следующего кадра, индикацией времени и т. п., а также осуществлять пометки посредством интерактивного ПО. Система BYOD позволяет посредством соединения по WiFi подключать к мультимедийному комплексу любые мобильные устройства, ноутбуки и даже ПК, выводить на большой экран и мониторы содержимое экрана мобильных устройств, транслировать на мобильные устройства прочие источники видеосигнала, обмениваться сообщениями и документами, список всех возможностей достаточно длинный. Для передачи видеосигнала на большие расстояния применяются удлинители по технологии HDbaseT. Подключение оборудования на столе президиума и трибуне осуществляется посредством встроенных в пол коммутационных лючков, благодаря этому стол и трибуну можно убрать буквально за несколько минут.
Управление всем комплексом оборудования осуществляет центральный блок конференц-зала. Он контролирует как микрофонные пульты, так и видеокамеры (в т. ч. в режиме автоматического наведения камеры при включении микрофона), матричный переключатель видеосигналов, а также способен управлять отдельными параметрами цифровой аудиоплатформы. ЦБ предоставляет интуитивно-понятный русскоязычный веб-интерфейс, который может быть как слегка скорректирован, так и полностью перепрограммирован под нужды конкретного заказчика. Таким образом, применяемый центральный блок нашей разработки объединяет в себе функционал центрального блока конференц-системы и контроллера системы управления, такого, как AMX, Crestron, CUE и т. п.
Для включения и управления системой при отсутствии оператора (и отсутствии доступа в аппаратную) на рабочем месте преподавателя предусмотрен выносной пульт управления. Он представляет собой антивандальный металлический шкаф, оснащён ключом блокировки, что исключает несанкционированное использование. Посредством пульта управления преподаватель может включить и выключить систему. Несмотря на то, что всё центральное оборудование позволяет работать в режиме 24/7, при выключении системы большая часть оборудования обесточивается, экономя электроэнергию и ресурс техники. Кроме этого, на пульте предусмотрены 3 кнопки для выбора источника видеосигнала для проектора и монитора на трибуне: ПК преподавателя, вход в столе преподавателя или вход в столе президиума. Для «продвинутых» пользователей разработана также отдельная страница веб-интерфейса центрального контроллера, на которой доступен минимум функций, которые могут потребоваться преподавателю, и для использования которых не требуется вникать в конструкцию и топологию мультимедийного комплекса.
На момент сдачи объекта обеспечиваются следующие основные сценарии работы:
- Лекция без оператора. Преподаватель самостоятельно включает систему пультом управления, транслирует презентацию или видео с ПК оператора, либо со своего устройства с выходом HDMI (ноутбук, планшет), подключаясь на РМ оператора, либо за столом президиума. Для выступления преподавателя используются настольные микрофонные пульты, для выступления студентов — ручные радиомикрофоны.
- Дистанционная лекция без оператора или видеоконференция с программным кодеком. Всё то же, что в предыдущем сценарии, только преподаватель на своём ПК запускает программное обеспечение для проведения дистанционного занятия (или программный кодек), камера наводится на него автоматически, звуковой сигнал со всех микрофонов всегда подаётся на вход ПК.
- Выступление с трибуны докладчика, без оператора. Преподаватель после включения системы открывает веб-интерфейс и активирует данный сценарий, после чего на проекционный экран подаётся второй выход ПК преподавателя, а на сенсорный монитор трибуны — основной выход, на котором отображается экран управления презентацией.
- Видеоконференция с применением аппаратного кодека, с участием оператора. Оператор управляет системой, в т. ч. подключается к видеоконференции. Оператор может отключить автоматическое наведение камер и самостоятельно активировать одну из заранее сохранённых позиций камеры, а также наводить камеру вручную посредством пульта управления с 3-координатным джойстиком.
- Конференция с множеством докладчиков, с двумя операторами. Оператор презентаций располагается на РМ преподавателя, принимает от выступающих презентационные материалы и отображает их в нужном порядке. Оператор зала располагается на РМ оператора в аппаратной, осуществляет управление микрофонами, камерами, кодеком ВКС и т. д.
- Торжественное мероприятие или концерт. Стол президиума и трибуна отключаются от лючков и убираются в аппаратную, с ПК преподавателя запускается музыкальное сопровождение, для выступления артистов используются ручные и/или головные радиомикрофоны.
Список этот, разумеется, не окончательный, мы с самого начала предполагали, что в процессе работы аудитории возникнут какие-либо ещё пожелания или нюансы, о которых никто не подозревал на стадии обсуждения проекта, но мы уверены, что гибкости разработанного нами комплекса хватит на любые пожелания заказчика.