Ещё совсем недавно светодиодные источники света считались эффективными, но слишком маломощными для «серьёзного» сценического света. Главная проблема светодиодов заключалась в невозможности получить точечный источник света большой мощности - для бытового и уличного освещения используются светильники либо лампы-ретрофиты, состоящие из множества сравнотильно маломощных отдельных светодиодов. Для сценического света такая схема не подходит, так как в большинстве случаев на сцене требуется узкий и однородный световой луч.
Единственное исключение - приборы заливного света, которые, как следует из названия, «заливают» сцену каким-либо одним цветом. К настоящему времени уже получили широкое распространение как статичные, так и поворотные прожекторы заливного света, построенные из множества маломощных светодиодов. Эти приборы способны генерировать практически любой оттенок света за счёт смешения трёх основных цветов: красного, зелёного и синего (обозначаются по первым буквам английских названий цветов - R, G, B). В самых «продвинутых» приборах используются также светодиоды белого (W) и янтарного (A) цвета, они позволяют получать «настоящий» белый свет, по субъективному восприятию близкий к свету люминесцентных и галогенных ламп. Различные оттенки белого света - от «холодного» света люминесцентных ламп до «тёплого», почти жёлтого света ламп накаливания можно получить, смешивая излучение белых и янтарных светодиодов. Самыми «многоцветными» на сегодня считается светодиоды с кристаллами 7 цветов - кроме стандартных RGBWA в них используются кристаллы тёплого белого и ультрафиолетового цвета.
Заливные прожекторы подразделяются на две основные категории: с одноцветными и с многокристалльными светодиодами, соответственно, в первых используются светодиоды нескольких цветов, во вторых - светодиоды, в каждом из которых содержатся кристаллы различного цвета. Прожекторы на одноцветных светодиодах - самые дешёвые, но у них есть один недостаток: поскольку в создании заливного света участвуют отдельные светодиоды, размещённые пусть и на небольшом, но ощутимом расстоянии друг от друга, свет от этих приборов создаёт тени с цветным ореолом. Это единственное различие, в остальном эти приборы работают совершенно одинаково. Хочется особо отметить, что применение в составе заливных прожекторов ультрафиолетовых светодиодов даёт художнику по свету уникальную возможность, применяя, например, «невидимые» ультрафиолетовые краски, мгновенно менять декорации путём выключения основного освещения сцены и включения ультрафиолетового. В отличие от традичионных ртутных ультрафиолетовых ламп светодиоды способны мгновенно включаться и выключаться, а также плавно регулировать яркость свечения.
Технологии не стоят на месте, и в 2014-2015 годах началось массовое производство мощных (более 100 Вт) и компактных светодиодных источников света. Это дало возможность создать как поворотные прожекторы типа «spot», так и традиционные театральные прожекторы - линзовые, профильные, следящие и даже парблайзеры - на основе светодиодов. Средняя тоимость светодиодных прожекторов в поворотном корпусе уже ниже их ламповых «предков» с аналогичным световым потоком. Театральные прожекторы на основе светодиодов пока ещё обходятся дороже обычных, но если посчитать стоимость ламп и светофильтров, которые приходится менять довольно часто, то выгода от использования светодиодных приборов будет очевидна, даже если не касаться энергопотребления (которое у светодиодных приборов, напомню, примерно в 10 раз меньше, чем у приборов на лампах накаливания с таким же световым потоком).
Ещё одним достоинством светодиодных световых приборов, на которое хочется обратить внимание, является их многоцветность. Точнее, тот факт, что один светодиодный прожектор заменяет несколько ламповых (которые, как мы помним, оснащены лампой, излучающей белый свет, и светофильтром для получения других оттенков). Для использования, например, в театральной постановке сцен с заливкой белым, красным, синим и розовым цветами необходимо установить 4 группы ламповых прожекторов, каждая из которых полностью зальёт сцену светом, светодиодных же приборов в данном случае потребуется в 4 раза меньше. А удешевление поворотной механики, и, как следствие, стремительно сокращающийся разрыв в цене между статичными и поворотными прожекторами ставят под вопрос целесообразность применения статичных прожекторов вообще - ведь использую поворотные прожекторы с 6-цветной системой (RGBWA+UV) и изменяемым углом раскрытия луча («zoom») художник по свету может полностью поменять световую сцену одним нажатием кнопки на пульте. Для этого не нужно, как 50 лет назад, опускать софиты и лазить по галереям - всю работу может сделать один человек, не вставая со своего рабочего места. А использование программно-аппаратных комплексов с 3D-визуализацией позволит художнику создавать световые сцены даже не включая всю систему освещения - программа сгенерирует и покажет на экране, как будет выглядеть конкретная сцена из конкретных световых приборов.
Наши специалисты с удовольствием помогут вам приобрести, установить и настроить лазерное, световое, звукоусилительное и другое оборудование для ночных клубов, караоке, ресторанов, концертных и актовых залов в Ставрополе, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Нальчике, Грозном, Черкесске, Владикавказе, Махачкале, Элисте, Волгограде, других городах ЮФО, СКФО и республики Крым.