Как театр начинается с вешалки, так и любая сцена начинается с занавеса, а именно — с генерального занавеса. Генеральным называется занавес, закрывающий сцену полностью (оставляя видимой только авансцену). Помимо генерального, в театральных постановках могут использоваться дополнительные занавесы, расположенные глубже и закрывающие, например, часть декораций, такие занавесы называются поплановыми или игровыми. Фоновый занавес (в театре также используется название «горизонт»), как следует из названия, служит фоном для сцены, и обычно в разговоре называются просто «задник». Справедливости ради, на большинстве небольших сцен (например, конференц-залы и небольшие дома культуры) задник было бы странно называть занавесом, поскольку открывается он примерно никогда.
Самым распространённым (и доступным) способом открытия занавеса является раздвижка двух его полотен в разные стороны, такая схема называется «антрактно-раздвижной занавес». Слово «антрактно-» тут не очень вписывается логически, однако, это устоявшийся термин в механике сцены. Таким образом, можно сказать, что генеральный занавес в большинстве залов построен по антрактно-раздвижной схеме. В названиях занавесов нет строгой классификации: иногда вместо «генеральный» пишут «антрактно-раздвижной» (это неправильно, т. к. «генеральный» — местоположение занавеса, а «антрактно-раздвижной» — тип механизма). Аналогичная путаница возможна с «географической» классификацией механизмов: антрактно-раздвижной механизм иногда называют греческим.
Существуют другие кинематические схемы: французский занавес (когда единое полотно поднимается вверх, собираясь в складки), греческий (два полотна, подбирающиеся в складки к верхним углам сцены), и прочие, сочетающие подъём с тем или иным способом раздвижки, но ввиду того что их механизмы во много раз дороже, сложнее в обслуживании и ненадёжнее, большого распространения они не получили. Поплановые занавесы в театре могут открываться просто поднимаясь вверх (эту схему называют «немецкий» занавес). Экзотическим вариантом является японский занавес (он же занавес Кабуки) — его полотно не поднимается, а резко падает, оставаясь лежать на сцене.
В большинстве случаев наверху перед занавесом располагается узкая полоса ткани (обычно той же, из которой сделан занавес). Она закрывает от глаз механизмы раздвижки занавеса и прочие малоприятные глазу технические подробности и называется «арлекин». Часто арлекин выполняется в виде сложной художественной композиции из ткани, кистей, эмблем и прочих декоративных элементов.
Генеральный занавес со сложным арлекином в ДК с. Красный Октябрь Ставропольского края
Механизм, обеспечивающий открытие занавеса, называется «дорога занавеса» (поскольку по нему перемещаются каретки, к которым подвешено полотно занавеса). В индустрии бытовых штор такой механизм называется «карниз», однако разница между ними примерно такая же, как между 6-полосной автострадой и неасфальтированной просёлочной дорогой (в основном — в нагрузочной способности, выносливости и отказоустойчивости). Приводит занавес в движение лебёдка: она может быть ручной и электрической.
Существует интересный вариант дороги занавеса с электроприводом: дорога-балка. Она представляет собой жёсткую металлическую ферму, на которой не только подвешены полотна занавеса, но и расположена сама лебёдка. Таким образом, дорогу-балку можно подвесить на подъёмно-опускной механизм, это может быть целесообразным, если необходимо часто менять полотна занавеса (или для чередования открытия полотен с подъёмом занавеса). По геометрии дороги занавеса разделяются на линейные (прямые) и радиальные (полукругом), возможно также изготовление дорог более сложной формы для нестандартных сцен.
Следующим элементом одежды любой сцены являются кулисы. Это, можно сказать, постоянно раздвинутые занавесы, которые закрывают боковые стены сцены от зрителей, и позволяют артистам появляться в нужном месте сцены, а также уходить из поля зрения зрителей. Аналог арлекина для кулис называется «падуга», и это всегда просто полоса ткани, без каких-либо украшений. Кулисы и падуги подвешиваются на штанкет — круглую трубу, висящую над сценой на нужной высоте.
В качестве задника сцены может выступать светодиодный экран, однако одеждой он не является, следовательно, его детальное описание выходит за рамки данной статьи. Перед светодиодным экраном обычно размещают раздвижной задник, поскольку если экран не нужен и выключен — он выглядит не очень эстетично, и его лучше «прикрыть» обычной тканевой одеждой сцены.
Дорога занавеса — не единственное механическое устройство на сцене (по правде говоря, она там в абсолютном меньшинстве). В театре все штанкеты, на которых висит одежда сцены, оснащены подъёмно-опускными механизмами: штанкетными подъёмами. Это позволяет, например, в считанные минуты полностью менять внешний вид сцены, вплоть до цвета кулис (разумеется, при наличии как минимум двух наборов кулис). Кроме штанкетных, подъёмы бывают софитными: как ясно из их названия, используются для подъёма софитов (металлоконструкций, на которых размещены световые приборы). Основное отличие софитных подъёмов от штанкетных — в грузоподъёмности. Первые театральные подъёмы были противовесными: благодаря тому, что одновременно с движением штанкета по боковой стене сцены в противоположном направлении перемещался набор грузов, уравновешивающих трубу и декорации, механизм легко приводился в движение рукой человека. В настоящее время существует ряд вариантов беспротивовесных подъёмов с применением электрических лебёдок (в отдельных случаях — и с ручным приводом). Все механические устройства, находящиеся над сценой, называются «верхняя механика сцены».
Механика сцены - сложный комплекс оборудования, требующий грамотного проектного решения
Как можно догадаться, существует также нижняя механика, находящаяся под сценой: поворотные круги, люки-провалы, различные механизмы движения декораций и т. д. Но все они применяются только в полноценных драматических театрах, либо больших концертных залах, и даже для поверхностного их описания данную статью пришлось бы раздуть втрое.
Важно понимать, что, в отличие от тех же домашних карнизов и штор — как механика, так и одежда сцены не существует в виде готовых изделий. В мире нет двух одинаковых сцен, соответственно, любой комплект механики и одежды индивидуально проектируется, изготавливается и устанавливается в соответствии с пожеланиями заказчика и действующими нормативами (СНиП, нормы охраны труда, пожарной безопасности и др.).
Наши специалисты с удовольствием помогут вам спроектировать, приобрести, установить и настроить лазерное, световое, звукоусилительное и другое оборудование для ночных клубов, караоке, ресторанов, концертных и актовых залов в Ставрополе, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Нальчике, Грозном, Черкесске, Владикавказе, Махачкале, Элисте, Волгограде, других городах ЮФО, СКФО и республики Крым.