Экран для проектора - казалось бы, что может проще? Некоторые уверены в этом настолько, что используют в качестве экрана ровную стену, выкрашенную белой краской. Разумеется, при сильной ограниченности бюджета - право на жизнь имеет и такой вариант, хотя, в таком случае было бы логичнее ограничиться плазменным или LCD-телевизором. Но обо всём по-порядку.
Основная функция экрана - отражать падающий на него свет от проектора. Соответственно, если максимально упростить - чем больше света экран отражает, тем он лучше. Но тут важно понимать, что именно мы видим на экране. Даже в самой тёмной комнате присутствуют какие-то источники света: светодиодные индикаторы аппаратуры, тлеющая сигара, экран мобильного телефона, и т. п. Обычно же, исходя из нашей практики, заказчики предпочитают в домашнем кинотеатре иметь приглушенное освещение, чтобы, например, не искать в потёмках ту самую сигару. И когда проектор выключен, экран отражает падающий на него посторонний свет.
Основная характеристика проектора, влияющая на глубину цвета и реалистичность изображения - контрастность. Говоря языком физики, это разница в освещённости «белой» и «черной» области экрана. Нетрудно догадаться, что заявленная производителем контрастность - это характеристика светового потока, испускаемого проектором. Но мы-то видим на экране не только свет от проектора, но и свет, попавший на экран от всех остальных источников в комнате. Поэтому даже в случае приглушенного освещения в домашнем кинотеатре реальная контрастность будет в разы ниже заявленной, на практике - намного меньше, чем 1000:1. Но это, разумеется, в случае, когда мы используем самый простой экран - матовый белый (или окрашенную в белый цвет стену).
Существует несколько способов повысить реальную контрастность на экране при наличии внешней засветки. Первый - использовать специальный высококонтрастный экран. Такие экраны отличаются платиново-серой поверхностью, соответственно, они отражают меньше света от посторонних источников. Но также меньше света отражается и от проектора, поэтому с такими экранами нужно использовать более яркие проекторы.
Существуют также не-белые просветные экраны: серые и чёрные. Как ясно из их названия, проектор в этом случае должен размещаться за экраном. Это, с одной стороны, даёт возможность вообще убрать проектор из помещения, исключая шум от его вентиляторов и тени на экране, с другой - необходимо предусмотреть дополнительное пространство за экраном. Чёрный просветный экран, пожалуй, является самым контрастным из всех возможных вариантов проекции, но для него нужны самые мощные проекторы, поскольку он пропускает не так много света, как традиционные белые и серые экраны.
Самым интересным решением для повышения контрастности являются так называемые «светоусиливающие» проекционные экраны. Такие экраны покрываются дополнительным слоем микро-линз, фокусирующих свет в определённом направлении. Таким образом, если вы смотрите на экран перпендикулярно - вы видите в несколько раз более яркое изображение, чем видели бы на обычном матово-белом экране. Более того, система линз строится таким образом, чтобы максимально усилить свет, падающий от проектора, то есть, посторонние источники света будут отражаться в вашу сторону меньше, чем отражались бы от обычного матово-белого экрана. У такого решения есть всего один недостаток - если смотреть на экран не перпендикулярно, а сбоку, яркость резко падает. Однако, если вы не предполагаете просмотр кинофильмов большой компанией, этот недостаток вам не помешает.
Конструктивно экраны бывают постоянного натяжения (на специальной раме) и рулонные - которые сматываются в специальный кожух, либо вручную, либо с помощью встроенного электродвигателя. На рулонном экраны после определённого периода эксплуатации могут появиться складки, не очень заметные, но искажающие изображение, поэтому для домашнего кинотеатра предпочтительнее использовать экран постоянного натяжения. Если по соображениям дизайна экран всё-таки должен «прятаться» - существуют рулонные экраны с системой натяжения поверхности. Они стоят существенно дороже, но благодаря специальным растяжкам их поверхность всегда остаётся гладкой.
Нельзя не сказать пару слов о том, чем заканчивается любой экран: рама или окантовка. Для домашнего кинотеатра эти элементы необходимы. Дело в том, что проектор практически невозможно настроить так, чтобы его изображение точно попадало в размеры экрана. Поэтому, чтобы изображение было ровным и правильным, применяется черная отделка рамы натяжного экрана (как правило, из бархата), либо черная окантовка по краям рулонного экрана. Окантовка «съест» несколько лишних пикселей, но взамен даст вам изображение с идеально ровными краями и правильного формата.
Кстати, о форматах. На сегодняшний день существует несколько форматов видеоизображения (они же - соотношения сторон). Для того, чтобы не оставлять по сторонам изображения неосвещенные участки экрана, субъективно снижающие контрастность, используют маски - это полосы черной ткани, размещаемые по сторонам экрана таким образом, чтобы получить изображение нужного формата. В обычных кинотеатрах маски, как правило, устанавливаются вручную, в домашнем же имеет смысл предусмотреть автоматическую систему масок, изменяющую формат экрана в соответствии с тем видеоизображением, которое вы смотрите.